|
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 45
Основная образовательная программа – программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 45 г. Томска (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
Программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами дошкольного образования.
Документы федерального уровня:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 17.02.2023)// Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ • Президент России (kremlin.ru).
•Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 – Президент России (kremlin.ru).
• Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 – Президент России (kremlin.ru).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) // // https://fgos.ru/fgos/fgos-do
•Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано Минюстом России 28.12.2022, регистрационный № 71847) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149) //.
•Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано Минюстом России 31.08.2020, регистрационный № 59599) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/?ysclid=lilbe614h3135074719
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=lilbcmuife403852828
•Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» //
https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ download/2269/?ysclid=lgbzp86lk5657831338
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
•Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» //
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209270013?ysclid=lilbatxyfe329423562
Нормативные документы регионального уровня:
• Закон «Об образовании в Томской области» от 12 августа 2013 г. № 149-ОЗ
•Распоряжение департамента образования Томской области от 03.04.2023 №483-р «О реализации мероприятий по внедрению федеральной образовательной программы дошкольного образования в системе общего образования Томской области» // https://toipkro.ru/content/editor/kdino/DOSHKOLKA/Rasp-FOP-DO.pdf
•Методические рекомендации к разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (приложение № 4 Распоряжения Департамента общего образования Томской области от 19.09.2011 г. № 538 – р).
•Распоряжения Департамента общего образования Томской области от 3.04.2023 № 483-р «О реализации мероприятий по внедрению федеральной образовательной программы дошкольного образования в системе общего образования Томской области»
Нормативные документы муниципального уровня:
•Распоряжение Департамента образования администрации Города Томска от 09.04.2014 № р 191 «Об организации мероприятий по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Распоряжение Департамента образования администрации Города Томска от 14.04.2014 г. №р-197 «Об организации мероприятий по реализации ФГОС ДО».
•Распоряжение Департамента образования администрации Города Томска от 09.06.2014 № р 286 «О внесении дополнений в перечень муниципальных базовых площадок по введению ФГОС ДО».
• Распоряжение Департамента образования администрации Города Томска от 20.08.2014 № 359 «Об изучении готовности муниципальных базовых площадок к введению ФГОС ДО».
• Распоряжение Департамента образования администрации Города Томска от 17.02.2015 № р100 «О проведении мониторинга введения ФГОС ДО».
•Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 13.04.2023 №376р «О реализации мероприятий по внедрению федеральной образовательной программы
дошкольного образования в системе МО «Город Томск» // https://drive.google.com/file/d/10Gnvp8lHMrW2nDFmtrLkkuG_5aWhyG2Q/view?usp=sharing
Нормативные документы МАДОУ № 45:
• Устав МАДОУ № 45
Локальные документы
Сведения об учреждении:
Юридический адрес учреждения:
• корпус 1: 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 133, телефон/факс 24-27-82, электронный адрес: dou45@education70.ru, сайт ds-45.dou.tomsk.ru;
корпус 2: 634021, г. Томск, ул. Кулагина, 21, телефон 24–32-14
Учредитель: департамент образования администрации Города Томска
Юридический адрес: 634003, г. Томск, улица Шевченко 41а;
Дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детском саду № 45 города Томска, осуществляется в соответствии с настоящей образовательной программой дошкольного образования.
Бессрочная лицензия на ведение образовательной деятельности № 1098 от 25.06.2012г, серия 70ЛО1 № 0000027
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с 7.00 до 19.00 часов.
Выходные: суббота, воскресенье.
Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа Основная образовательная программа МАДОУ № 45 (ООП) обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 6,6 лет (при отсутствии медицинских противопоказаний) и при их наличии до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
В МАДОУ № 45 осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
К группе лиц с ОВЗ в нашем ДОУ относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (моторная алалия, дизартрия и т.д.), дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), дети с интеллектуальной недостаточностью.
Программа состоит из инвариантной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Инвариантная часть Программы представлена Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=2), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 В части Программы МАДОУ № 45, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные программы, направленные на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы МАДОУ № 45.
•Парциальная программа художественно – эстетического развития детей в изобразительной деятельности И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
• Парциальная программа Л. Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»
•«Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественно – научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» охватывает область «Познавательное развитие».
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охрана укрепления здоровья детей.
Реализация Программы направлена на:
создание ПДР (пространство детской реализации);
поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;
создание условий для самореализации ребенка;
создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально – комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Целевые ориентиры
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.
Структура образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 45:
целевой раздел;
содержательный раздел;
организационный раздел. Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ № 45 направлена:
на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников: Коллектив МАДОУ № 45 укрепляет и развивает тесную связь детского сада с семьёй, обеспечивая тем самым
благоприятные условия воспитания и обучения детей, формированию основ полноценной, гармоничной личности. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребѐнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг другу;
дифференцированный подход к каждой семье.
Формы совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей) и детей:
Родительские собрания;
Тематические выставки;
Мастер-классы;
Информационные стенды;
Совместные праздники;
Круглый стол и т.д Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО; компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО; компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность; компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства; компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Вся среда ДОО гармоничная и эстетически привлекательная.
При выборе материалов и игрушек для ППС учитывается ориентировка на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику МАДОУ № 45 и включает: оформление помещений; оборудование; игрушки
|
Особенности ФОП ДОО
Программа объединяет образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс;
Программа детализирована (можно брать за основу целиком при разработке собственной программы);
Большое внимание уделено воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине; сделан акцент на воспитании интернациональных чувств; представлениях детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России; на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью.
Включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, анимационных и кинематографических произведений. |
Цель образовательной программы МАДОУ № 45 – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
•обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
•приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
•обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.Основная образовательная программа – программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 45 г. Томска (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей). и включает в себя следующие разделы:
•Целевой
•Содержательный
•Организационный Образовательная программа определяет объем обязательной части этих программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%. |
Структура ОП ДО Общие положения
Раскрывают назначение ОП ДО, статус и особенности ОП, содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) Целевой раздел содержит:
• цели, задачи, принципы ФОП;
• планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства;
• подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов; Содержательный раздел включает:
• задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех возрастных группах;
• направления и задачи КРР;
•рабочую программу воспитания;
• иные материалы; Организационный раздел содержит:
• психолого-педагогические, кадровые условия, МТО
• примерный режим дня;
• примерный перечень произведений искусства;
• примерный календарный план воспитательной работы.
Структура ОП ДО ОП ДО включает
Учебно-методическая документация:
– рабочая программа воспитания,
-примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
-календарный план воспитательной работы. Иные компоненты
-планируемые результаты реализации программы,
– педагогическая диагностика достижения планируемых результатов,
-задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям,
– вариативные формы, способы, методы реализации Программы,
– особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
– способы и направления поддержки детской инициативы,
– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
•Социально – коммуникативное развитие
•Познавательное развитие
•Речевое развитие
•Художественно – эстетическое развитие
•Физическое развитие. |
Возрастные и иные категории детей
В соответствии п.6 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2.13 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дополнительным разделом Программы является краткая презентация Программы, ориентированная на родителей (законных представителей) детей. Программа ориентирована на следующие категории детей:
ранний возраст (2-3 года)
младший дошкольный возраст (3-4 лет)
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
старший дошкольный возраст (5-7 лет) предусмотрена коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в зависимости от характера нарушения разрабатывается АОП дошкольного образования): РАС, ЗПР, ТНР. |
Планируемые результаты освоения программы в разные периоды детства
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения программы ОП ДО МАДОУ № 45 представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению.
При реализации ОП ДО МАДОУ № 45 проводится оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется воспитателем в рамках педагогической диагностики/педагогических наблюдений (комплект альбомов Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» по возрастным группам 2-3 г., 3-4 г., 4-5 л., 5-6 л., 6-7 л.)
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики – 2 раза в год (сентябрь, апрель).
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится воспитателем в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное). |
Вариативная часть Программы МАДОУ № 45, формируемой участниками образовательных отношений представлена:
•проект «Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественнонаучных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» в рамках муниципальной программы «Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественнонаучных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» на территории МО «Город Томск» в 2022-2023 учебном году, на основании распоряжения Департамента образования Администрации Города Томска от 31.10.2022 № 1063р.
•Парциальная программа художественно – эстетического развития детей в изобразительной деятельности И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
•Парциальная программа Л. Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».Содержательный раздел ОП МАДОУ № 45 представляет общее содержание программы обеспечивающей полноценное, всестороннее развитие личности ребенка.
ОП МАДОУ № 45 определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые по основным направлениям развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Для каждой возрастной группы детей в возрасте от одного года до семи-восьми лет сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в МАДОУ № 45 включает:
– образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
– самостоятельную деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы МАДОУ № 45.Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.
Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
В течение дня педагоги МАДОУ № 45 организовывают культурные практики, которые расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. |
Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях, например:
– самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
– свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
– игры-импровизации и музыкальные игры;
– речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
– логические игры, развивающие игры математического содержания;
– самостоятельная деятельность в книжном уголке;
– самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
– самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка, как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Поддержка детской инициативы происходит на разных возрастных этапах. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива МАДОУ № 45 с
семьями обучающихся дошкольного возрастаЦелью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все
участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к
саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.Достижение цели невозможно
без решения следующих задач:
установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании
ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания,
охраны и укрепления здоровья детей;
• непрерывного повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия
с семьями воспитанников.Направление: диагностико-аналитическое Описание направления:
получение и анализ данных: о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка, об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач; Направление: просветительское Описание направления:
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирование об особенностях реализуемой в МАДОУ № 45 образовательной программы;
условиях пребывания ребёнка в группе; содержании и методах образовательной работы с детьми.
Направление: консультационное
Описание направления:
объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающие проблемные ситуации;
способы воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; Направление: просветительская в вопросах здоровьесбережения Описание направления:
информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в МАДОУ № 45;
информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; |
Программа воспитания МАДОУ № 45 основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Программа воспитания МАДОУ № 45 предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основная цель воспитания в МАДОУ 45 – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.Направления воспитания• Патриотическое направление воспитания;
• Духовно-нравственное направление воспитания;
• Социальное направление воспитания;
• Познавательное направление воспитания;
• Физическое и оздоровительное направление воспитания;
• Трудовое направление воспитания;
• Эстетическое направление воспитания.Концептуальные положения воспитательной системы ДОУформирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития, воспитания детей, их успешной социализации,
сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации. |
Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ № 45 направлена:
на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Коррекционно-развивающая работа объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению воспитанниками, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и индивидуально-подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:
Диагностическая работа – своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении
раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
изучение уровня общего развития воспитанниками (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми и т. д;
Коррекционно – развивающая работа – выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации и т.д.
Консультативная работа – разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
•консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками;
•консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребёнком и т. д.
Информационно-просветительская работа – различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения воспитанниками, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации; проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально–типологических особенностей различных категорий воспитанниками, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
|
•ФОП ДОО приказ
•Рекомендации
•Презентация ФОП ДОО
•МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
•Распоряжение Администрации города Томска Департамента образования ” О реализации мероприятий по внедрению ФОП ДО 376р от 13.04.2023
•Памятка Родителям о ФОП ДОО
• О проведении мониторинга качества дошкольного образования детей от 2 месяцев до 7 лет на территории Томской области в 2023 году
• О реализации мероприятий по внедрению федеральной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ № 45 № 28-О
|